Алтайские приключения

Горный Алтай.

Уч-Сумер.

Горы, горы… И что в них хорошего? Тяжело тащить рюкзак весь день, тяжело подниматься, надо рано вставать, прием пищи по расписанию, спать в палатке твердо. Душа нет, а носки можно ставить рядом с палаткой вместе с футболкой и они, на удивление, держат форму.

Трудно сказать, почему меня тянет ходить в горы?! А тянет иногда с такой силой, что готов все бросить и бежать к этим высотам, подальше от привычной кровати.

Так и случилось у меня путешествие в Горный Алтай. Идея побывать там родилась зимой, когда компанией обсуждали приключения, сидя в поселке Шерегеш, после утомительного катального дня на горных лыжах и сноуборде.

Организовать маршрут мне было не сложно. Я уже была в районе Катунской подковы – места, которое многие считают легендарным. Место силы, а также самой высокой точки Сибири – 4506 м. Гора Белуха, или «сердце Сибири», или Уч-Сумер (Три вершины). Так же является естественной границей между Россией и Казахстаном.

Путешествие планировали совершить на машине. По плану доехать до Тюнгура через п. Тисуль, г.Кемерово, г. Бийск, г. Майма, и свернуть с Чуйского тракта в сторону п. Усть-Кокса.

Дорога для автолюбителей разная, но я не нашла ничего неприятного в гравийном участке в районе п. Тисуль. Далее автобан за Кемерово и привычные российские дороги Алтая.

Так вот, из Абакана до Маймы мы ехали с 7 утра до 23 вечера. С легкостью нашли гостиницу и в ней переночевали. Рано утром следующего дня выдвинулись дальше по Чуйскому тракту и уже в час дня были в Тюнгуре.

Я убеждена, что по Алтаю лучше путешествовать на машине, так как дорога вдоль реки Катунь нуждается, в том чтобы ей наслаждаться и останавливаться там, где приглянулось. Висячие мосты, бурная вода, скалистые берега – вот что такое дорога вдоль реки Катунь.

Когда мы свернули с Чуйского тракта в сторону Усть-Коксы, опустился туман. Было еще раннее утро. Проезжая мимо алтайских деревень, я заметила необычные дома почти в каждом дворе. Они имели форму восьмиугольных деревянных юрт с крышами, покрытыми корой. Наверняка это были летние домики. Коровы, лошади и овцы очень уютно устраивались на дороге. Причем если на дорогах Хакасии коровы хоть как-то отходят, то тут их не сдвинешь ничем. Мне часто приходилось выходить из машины и буквально сталкивать табун с дороги. А если все-таки они решали двигаться, то частенько бежали прямо по дороге от машины, и это затрудняло движение, наверное, больше, чем гравийное покрытие.

По мере приближения к поселку Тюнгур, окружающая нас природа менялась — горы начинали потихоньку сближаться и расти перед тобой, а дорога вела все выше и выше.

В поселке мы остановились на базе Елочка, где нас радушно встретили. Тут мы также оставили свою машину.

За ужином я разговорилась с одной пожилой женщиной, которая приехала специально сюда из Москвы, что бы просто подышать этим воздухом. Она также рассказывала, какое уникальное место гора Белуха. Посоветовала сходить в долину Ярлу и просто посидеть там. Она говорила о неиссякаемой силе, которая струится из центра земли и выходит на поверхность в этих местах. Ну что ж, в планах и так было посетить долину.

На следующий день мы наняли ГАЗ 66, чтобы доехать до места под названием  «Три березы» через перевал «Кузуяк». Дорога здесь не то что плохая и бедный ГАЗ 66 не то что просто перегревался, таща наши тела в гору, а такая, что порой мне казалось, что мы покатимся назад или перевернемся, а в лучшем случае застрянем (хоть бы просто застряли, а то мало ли что и перевернуться не долго.). Во всяком случае, местные неплохо зарабатывают вот на такой вот доставке, и мы в обед уже были на месте.

Дальше тропа вдоль реки Аккем. Виды здесь, конечно, шикарные: долина реки окружена крутыми скальными вершинами, вдоль обрывистых берегов густая тайга. Тропа поднимается все время вверх, и шли мы по ней, неся рюкзаки полтора дня, пока не достигли озера Аккем.

Сейчас, а раньше такого не было, на озере стоит пограничный пост, который регистрирует всех проходящих туристов и информирует об ограничении в перемещениях – до часовни между озерами. Странно, через неделю, когда мы уходили с озера домой, пост был на замке.

Мы встали лагерем на озере. Вид с него прямо на гору Белуха. Такой контраст, когда зеленые луга и скалистые горы вокруг, а впереди снежная стена Уч-Сумер, которая растеклась в долину ледником, откуда вытекает ручей в верхнее Аккемское озеро, а затем и нижнее Аккемское озеро, которое в свое время рекой втекает в Катунь.

Вода в озере с большими примесями разноцветного песка, по цвету молочно мутная. С долины Горных Духов и Семи озер вытекают водопадами чистые ручьи и также питают озеро.

Следующие дни мы посещали соседние долины: Ярлу, Семи озер, Горных Духов, Ледник.

Долина Ярлу.

Есть два пути попасть в долину. Первый – спуститься вниз по реке Аккем, там мост, перейти на другую сторону и подняться выше. Второй – попросить на турбазе, которая имеет свой пост на озере, чтобы переправили на лодке через озеро (цена 150 руб/с чел).  Мы выбрали второй вариант.

Тропа идет вдоль реки Ярлу, река вымыла в песочном грунте внушительный каньон, постепенно проглатывая берега. Цвет долины синевато-серый, местами на скалах проступает «ржавчина». Долина со всех сторон окружена горами, а по ее лугам бегают непуганые спортивные сурки, мне казалось, что они специально показывались мне на глаза, а потом демонстрировали свою скорость, обходя меня.

Примечательна и известна долина не сурками, а городом Камней, или как его еще называют, Рериховским местом, а некоторые и Риккерским. Вокруг одного белого полукруглого камня, на котором два символа (крест и «три точки в круге») разрослись каменные пирамидки. Если смотреть с высоты ближайшей горы, то форма каменной ограды достаточно странная.

Когда мы возвращались в лагерь, туман, что опустился с утра и отрезал все вершины, расступился, и мы опять смогли наблюдать величие Белой горы.

Долина озера Горных Духов

В каких бы горах я ни находилась, везде есть озера с названием Горных Духов, это как улица Ленина в городах.

В то утро на другом берегу озера паслись лошади. Многие турфирмы доставляют туристов верхом на лошадях. После утомительных подъемов их отпускают на отдых.

Мы вышли и направились в сторону часовенки. Не знаю, кто ее здесь построил, но зачем, можно догадаться. Гора Белуха имеет очень суровый нрав и не прощает ошибок, в часовне есть списки погибших альпинистов, написанных в тетради. Много икон, пахнет ладаном и церковными свечами. Смотрителя я не видела.

От часовни тропа теряется в больших камнях – курумах – и уводит вверх, вдоль ручья. По ней можно подняться на первую ступень висячей долины, затем взять левее и пройти вдоль небольшого водопада вверх, и вот оно озеро, окруженное скалами. За озером скалы смыкаются, и вертикально вниз падает водопад из еще одной висячей долины. Тут тихо, иногда проносится ветерок, поигрывая твоими волосами, и убегает дальше вверх по долине.

Когда мы вернулись в лагерь, со стороны Белухи шли альпинисты, они устало шагали по тропе по одному. За плечами у них были большие рюкзаки с навешенным снаряжением (каска, ледоруб, веревки), у некоторых были обожженные солнцем лица. Я смотрела на них с одной стороны с легкой досадой, что не в их рядах, а с другой стороны с гордостью, что есть люди с характером, которые, стиснув зубы, идут к намеченной цели.

Долина Семи озер.

Тропа в долину выходила прямо из нашего лагеря. Все время вверх, тропы тут хорошо натоптаны, так что не заблудишься. В самой долине множество перевалов, и все они имеют категорию сложности, так как закрыты снежником и сыпучими камнями. Озера по долине разбросаны, и из каждого вытекает по водопаду, кругом альпийские луга, снежные вершины, погода здесь меняется каждые 10 минут.

В тот день, когда мы спустились с долины, у нас по лагерю появились соседи. Ребята из Казахстана, сказали, что пограничники чуть их не выгнали. А путешествуют они на Ниве по России вот уже какой год, что бы найти место, куда переехать, так как сами они русские. Вечером у нас был общий костер, дискуссии на исторические и политические темы.

Ледник.

На Ледник, что берет начало у стены Белухи и тянется до самого малого озера Аккем, ходить нельзя. Ну как же так? Хотелось носочком пощупать холод вековых льдов. И мы пошли. Рискуя. Мимо часовни прямо.

Аккемский Ледник покрыт трещинами, внизу которых текут ледниковые реки. Под солнцем поверхность ледника нагревается и по нему самому текут маленькие ручейки талых вод. Также по поверхности ледника множество каменных грибов – это когда снег вокруг камня тает, а под ним нет.

Без очков в таком месте делать нечего. Солнце жжет глаза, причем лучше иметь специальные очки, а еще укрываться от солнца, так как сгореть можно за пять минут.

Язык Ледника упирается в ледопад, а дальше идет ледовое поле с закрытыми трещинами. Это довольно опасное место. Мы дошли до ледопада.

Вообще все альпинисты поднимаются выше, к Томским стоянкам. Единственное место, где можно поставить палатку и начать восхождение на г. Белуха. Это место представляет собой старую каменную морену, которая возвышается надо льдами. Здесь ставили свои палатки альпинисты с 40-х годов прошлого столетия.

Когда мы возвращались обратно, на глаза мне попался пожилой человек, хотя по бравой походке и выправке его сложно назвать таковым, с собакой. Странное дело, что собака так походила на хозяина. Этот беспринципный пес дворовой породы, ростом ниже колена, шел своей дорогой, по своим делам, впереди хозяина, естественно.  Они мне давно приглянулись, так как каждое утро в 6 часов шли в сторону часовни, а вечером обратно. Погладить себя пес дал один раз и то, задержавшись секунд на пять у моих ног. Дела у него.

Перевал Кара-Тюрек считается самым простым перевалом в данном районе. Через него можно перейти левый горный массив и попасть в долину реки Кучерла, ну и на Кучерлинское озеро. В этот перевал я поднималась 4 часа. Дело в том, что для подхода к  перевалу надо подняться на одну долину, перевалить через нее, спустится в другую долино, подойти к перевалу и подняться на сам перевал. Подходы долгие. Зато Алтай тут раскрывается в новом своем виде. С перевала видны все ближайшие вершины, со снежными пиками. На такое лучше смотреть молча.

После перевала мы спустились чуть ниже и поставили лагерь в местечке под названием «Кедровые стоянки».

Утро раннее. За час спустились до реки Кучерла, по забытой тропе, то есть немного заросшей мхом, но зато по ущелью вдоль одного из притоков Кучерлы.

Вода в реке Кучерла бирюзовая, прозрачная, в солнечном отблеске, манящая искупаться, но очень холодная и бурная. Поэтому, напившись ею, мы отправились вниз по тропе в сторону Тюнгура. Шли быстро, почти не отдыхая. Рюкзаки легкие, сил много.

Тропа здесь более удобная и легкая, чем вдоль реки Аккем. Она медленно опускается вниз, больших перепадов высот и прижимов нет.

По тропе нам попалось три интересных мета. Первое мы встретили часа через три. Это небольшая ферма, где построили дом для туристов, баню. Где пасутся восемь коров, где продают молоко и лепешки. Мы купили. А еще здесь был пес, наверное, пастушьей породы, который лежал в теньке и наблюдал, как хозяин отгоняет стадо. Может, он решил, что гиблое это дело, и коровы все равно вернутся на поле?!

Второе место было дальше, и оно называется грот Куйлю: более 100 петроглифов, на которых, в основном, животные и несколько изображений антропоморфных существ. Правда, Кучерла настолько разлилась, что затопила всю тропу и поле перед гротом. Пришлось идти вброд.

Третье место – это Елань. Как же долго мы до нее шли. Это просто удобное для стоянки место, куда на машинах забрасывают туристов с Тюнгура. Правда мы пришли уже в 5 вечера сюда, и надежды, что кто-то сюда поедет, не было. Поэтому нам пришлось «прибавить шагу».

Нас обогнали конники. Дяденьки-туристы на конях, с круглыми лицами и немалыми габаритами. Ох, как же я на них смотрела в тот вечер, так как у меня от лямок рюкзака болели плечи, ноги уже были стерты, а еще надо пройти восемь километров и решение идти дальше уже принято. Мы успели до 7 часов прийти в Тюнгур. Успели-таки в магазин за пельмешками.

Вечером была баня. Не мыться неделю – это просто, когда очень холодная вода в реках и свежий воздух. Главное выдержать психологически. Баня в Тюнгуре была что надо, я не знаю, сколько градусов, но в парилку не смогла зайти. Боль в теле она, конечно, сняла, да еще приятная и ровная кровать. Спала крепко. Для счастья всего-то ничего надо.

Но на этом наше путешествие не закончилось…

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>