Золотая Долина

Иногда душа просит уехать из знакомых мест, отключить телефон, забыть все проблемы и просто идти пешком. Моя душа унесла меня в прекрасные места Кузнецкого Алатау, в край водопадов, озер , тайги и болота. И все таки стоит прошагать три дня что бы увидеть Золотую долину Кузнецкого хребта.

Наша электричка пришла из Абакана на станцию Лужба примерно в пол четвертого. Когда мы добрались до переправы через реку Томь, лодочники уже закончили свою работу и разошлись. Хорошо, что вода была не высокая и нам удалось перейти ее в брод.

Дальше шли пешком по лесовозной дороге, которая по-тихонькую поднималась все выше и выше. В первые дни еще встречались по пути приюты для туристов, деревянные домики с печкой и баней. И было как-то людно.

Мало в каких горах сохранилась культура приветствия друг друга на тропе, даже если видишь человека в первый раз. Каждый встречный норовит расспросить откуда ты и куда путь держишь, долго ли осталось до ближайшей стоянке и как там тропа?! На Кузнецком Алатау пока сохранились такие правила.

В один из дней, когда мы зашли в Золотую Долину, два не знакомых рыбака, просто предложили нам отведать соленого Хариуса. Вкуснее рыбы я не пробовала.

Мы шли вдоль реки Малый Казыр. Погода была солнечной, но не жаркой. Тропа местами превращалась в сплошное болото, но это не мешало наслаждаться происходящим, так как где еще походишь в резиновых сапогах по таежным топям!? Не третий день мы вышли через перевал Каратошкий (1579 м.н.у.м) к озеру Ханухузух уже глубоким вечером. Расположили лагерь прямо на берегу озера. Солнце скрылось за горами и через некоторое время небо усыпалось яркими звездами, в свете их, озеро казалось вторым небом.

На следующий день мы пошли вдоль реки в сторону озера Харатас. По пути встретили группу из пяти человек с маленькой собачкой, которая лихо лавировала между большими камнями куримника.

Чем ближе мы приближались к Золотой долине, тем живописнее было все вокруг. Висячие долины, зажатые в плотные цирки гор, густая тайга, огибающая озера, бурные ручейки нередко превращающие все вокруг в болото. В таких местах главное держаться тропы.

Поднимаясь все выше, переваливая очередную сопку мы вышли к водопаду. Он стекал из скрытого озера с высоты примерно 80 метров, бурным потоком уходил ниже к озеру Харатас. Это озеро расположено в цирке и плотно зажато скалистыми горами. Так что место под лагерь у озера мы так и не нашли и решили остановиться около водопада, в пяти метрах от тропы. Мы разложили лагерь и я побежала до водопада, так хотелось коснуться его водяной глади.

Напившись холодной воды, я сидела на огромном камне и наслаждалась окружающим. Тебя ничего не отвлекает от твоего внутреннего мира, ты не думаешь о ценах на нефть, удорожании доллара, тебя постоянно никто не отвлекает. Люди здесь становятся более открытыми и настоящими. Вдыхая горный свежий воздух, от которого с непривычки может закружиться голова, твои мысли становятся ясными и уже проблемы, которые преследовали тебя в городе превращаются в ничто. Жаль что только десять дней и так мало времени.

В Золотой долине я насчитала 3 водопада и пять озер, все они расположены в двух цирках и почти друг над другом.

Дальше наш путь пролегал через медвежьи места. Мы вышли на перевал Козьи ворота (1806 м.н.у.м) от куда можно подняться до вершины Верхний Зуб. Трое из моей группы так и сделали, остальные пошли в низ до стоянки. По склону перевального взлета оказалось много грибов. Тут были и белые грибы, и маслята, и грузди, и сыроежки. Набрав целый пакет белых грибов и маслят, мы не спеша шли дальше. Совсем неожиданно, поднимаясь из долины мы встретили молодого человека, который один прожил неделю в тайге. Он увлеченно, совсем не дождавшись вопросов, стал рассказывать где самые рыбные места и где есть изба, о которой мало кто знает. Потом так же скоротечно скрылся за перевалом.

Следующие дни погода испортилась. За пик Верхний зуб зацепилась дождевая туча и накрыла всю долину дождем и порывистым ветром. Перевал Марина оказался скрыт под гущей тумана, так как в этих местах троп нет, опасно было промахнуться и выйти не в тот лог, мы решили переждать.

В горах погода изменчива, нельзя ее заранее предсказать, надо надеяться лишь на удачу. В туристических кругах не мало ритуалов для приманивания хорошей погоды. Вот например, кормление духов гор — первый кусок еды кидают в огонь, можно кричать «погоды не будет». Девушкам нельзя мыть голову, а то погода испортиться.

Так что когда появился небольшой просвет не небе, мы быстро собрали лагерь и пошли дальше. Так как троп нет, а есть только направление, вооружившись компасом и картой мы начали переваливать хребет. Пошел дождь, курумник сменился высокой травой и густым лесом. Если бы не опыт руководителя группы и хорошее ориентирование на местности, мы бы заблудились. Лично я так бы и сделала, так как совсем потеряла ориентир и мои догадки о нашем местоположении были кардинально неверны.

Тем не менее, мы смогли выйти на перевальный взлет и оказались на нужном хребте. Осталось найти перевальный тур, это гора наваленных камней, в которой в непромокаемом пакете храниться записка от последней туристкой группы, побывавшей на перевале. Нам повезло. Густой туман разъяснился и немного приоткрыл видимость долины. Мы правильно предположили место нахождения тура, в котором и обнаружили записку с названием перевала. Оказывается мы взяли соседний перевал Кузбасс.

Спуск с перевала начинается с болота, потом переходит в крупный мокрый курумник, лесными тропами животных, которые ведут на водопой и похорошим таежным буреломам. Уже к вечеру нам удалось спуститься и добраться до заветной реки Верхний Тайжесу, это значило, что на той стороне реки есть тропа. Но из большого количества осадков уровень воды в реке поднялась и появилась опасность быть смытым.

Набравшись мужества из последних сил мы все таки преодолели холодную реку. Вознаграждением была долгожданная тропа, которая и привела нас в приют туристов с теплой печкой и баней.

Как же приятно посушить вещи, как же здорово проснуться в тепле, как же вкусна гречневая каша и простой заварной чай. И так мало для счастья надо!

Следующий день мы выходили через перевал в сторону Лужбы. Хотелось домой, но больше всего хотелось замереть , что бы хоть чуть -чуть оттянуть время прибытия здесь.

Самое интересное случилось, на подходах к реке Томь. Надо было перейти реку Амзас, так как все мосты снесло. Пробираясь сквозь бурелом, делая неоднократные попытки перехода, мы все таки оказались на том берегу. Дорога. Ура! Осталось пару километров, переправа через реку Томь, ожидание поезда.

На том берегу Томи нас ждали трое ребят из Новокузнецка, которые опоздали на электричку и сидели ждали поезд. Мы вместе сварили кашу, попили кофе, грелись у костра. В два часа ночи, сели на поезд и утром в 7 часов утра я была уже дома.

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>